СТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:
-
базовые нормативы платы
-
дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.
Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:
-
каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и
-
каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.
Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:
-
нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов, Плнi баз.;
-
нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), Плл i баз. .
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
Ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях стимулирования уменьшения воздействий на окружающую среду сформированы как пятикратные ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.
Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкций за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз = 5* Плл i баз (или Плсл i баз = 25 * Плн i баз для загрязнения атмосферы и водных объектов).
В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.
Например, Законом о государственном бюджете на 2004 год установлена инфляция 12%, значит, базовую ставку следует умножать на коэффициент инфляции равный 1,12. А в 2005 году базовую ставку платежей необходимо будет умножить на 1,12 и на коэффициент инфляции, который установлен соответствующим федеральным законом на 2005 год. И так далее для последующих годов.
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек - Плi = Плi диф = Плi баз * Кэс . .
Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются:
1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы в 2 раза для природопользователей, расположенных:
-
в зонах экологического бедствия,
-
районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
-
на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях эколого-курортных регионах, а также
-
на территориях, по которым заключены международные конвенции.
2) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в 1,2 раза для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.
При определении размеров платежей за загрязнение атмосферы стационарными источниками:
-
в качестве нормативов выбросов выступают нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ПДВi) в т/г;
-
в качестве лимитов выбросов выступают временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ВСВi) в т/г.
При определении размеров платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты:
-
в качестве нормативов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ПДСi) в т/г;
-
в качестве лимитов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ВССi) в т/г.
При определении размеров экологических платежей допустимый объем размещения отходов, образующихся на предприятии, задается лимитом размещения отходов (ЛРОi) в т/г.
Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из нормативов образования отходов, сформированных с учетом норм расхода сырья и материалов, и планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов. Кроме максимального допустимого объема размещения отходов в лимите устанавливается их место и способ размещения.
К сверхлимитным объемам размещения отходов относят:
-
объем неиспользованных отходов, образовавшихся сверх нормативов, установленных нормами расходов сырья и материалов на производство продукции;
-
объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;
-
объемы размещения отходов с нарушением установленных требований к месту и способу размещения;
-
объемы размещения отходов без оформления в установленном порядке разрешения на их размещение.
Исходными данными для определения фактической массы выброса загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов, могут служить:
-
данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ в этой области лаборатории;
-
данные о временном режиме работы оборудования за год;
-
данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
-
нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
-
нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий;
-
данные оперативного учета и другие документы.
К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, относятся следующие:
-
при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
-
при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
-
в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
-
разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;
-
масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;
-
если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.
Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Министерством природных ресурсов России методиками.
К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в водные объекты, относятся следующие:
-
из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;
-
в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;
-
масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;
-
расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России.
Фактическая годовая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов официально подтверждается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-ТП-воздух, №2-ТП-водхоз и № 2-ТП-отходы.
При определении ежеквартального объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты и размещения отходов, можно использовать следующие варианты:
-
природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
-
выброс (сброс) за квартал по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов превышающих эти нормативы;
-
природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).
Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными МПР России методиками.
Расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, Ростехнадзором.